Здоровый образ жизни 

Зож снижает риск сердечно-сосудистых заболеваний

Жители многих стран сталкиваются с ростом количества сердечно-сосудистых заболеваний среди населения. Кроме того, все больше и больше граждан России, Америки, Европы страдает от ожирения. Исследования, опубликованные в «Журнале Американского колледжа кардиологии» (Journal of the American College of Cardiology) показывают, что если детям от 3 до 5 лет рассказывать о диетах, спортивных упражнениях, это улучшает здоровье всех членов семьи.

Знакомство с принципами здорового образа жизни детей дошкольного возраста повышает их осведомлённость о диетах, спорте, вырабатывает здоровые привычки, это снижает риск появления ожирения у человека в будущем. А, значит, уменьшается шанс развития сердечно-сосудистых заболеваний.

Самым интересным выводом исследователей является тот факт, что обучение малышей принципам здорового образа жизни улучшает не только их привычки, но ведёт к тому, что родители также перенимают их и внедряют в свою практику. Ученые давно доказали тот факт, что нездоровое питание в детстве провоцирует развитие сердечно-сосудистых заболеваний в зрелом возрасте. Некоторые основы для появления таких болезней закладываются с 3 лет.

Исследовали из Мадрида разработали программу обучения здоровому образу жизни для детей от 3 до 5 лет, в рамках нее малышей и их родителей просвещали по поводу здоровья сердечно-сосудистой системы, вклада диет и физической нагрузки в его поддержание. Дополнительно детям давали вводные знания об анатомии человека, учили контролировать эмоции.

В эксперименте участвовали свыше 2000 детей из 24 общественных школ Мадрида. Во всех этих заведениях была введена программа раннего развития по теме здорового образ жизни. Она имела несколько модификаций, были разработаны годовой, двухлетний и трёхлетний план обучения. Ученые подготовили дидактические материалы для классных комнат, домашней работы, совместной работы с членами семьи, они предоставлялись ученикам в рамках проекта. Кроме того, дети участвовали в ежегодных школьных смотрах, посвященных проблемам здоровья. Состояние детей оценивали детские психологи перед началом обучения и в конце каждого года. Методом оценки выступал стандартизированный опросник, который показывал уровень знаний, изучал действующие установки и привычки относительно диет, спорта и гигиены.
– Нам нужно разрабатывать комплексные методы профилактики сердечнососудистых заболеваний, – говорит автор исследования Валентин Фустер (Valentin Fuster). – До сих пор медицинское сообщество было сосредоточено на лечении сердечнососудистых заболеваний, которые, как правило, проявляются на поздних стадиях жизни. Но теперь нам понятно, что нужно сосредоточить внимание на других стадиях развития. Нам стоит начать пропагандировать здоровый образ жизни с юных лет, с 3-5-летнего возраста, это позволит нам предотвратить заболевания сердечно-сосудистой системы у некоторых людей.

Дети в группах, которые проходили обучение, в первый год показывали более высокие результаты в области знания, установок на здоровый образ жизни и привычек, по сравнению с теми детьми, которые не посещали такие курсы. Общий уровень осведомлённости учеников был на 5,5% выше, чем у остальных школьников. На второй год обучения общие показатели оказались выше на 7,7%. А на третий год общий балл интернов стал выше на 4,9%, чем у тех, кто не обучался по программе. Общий тестовый балл зависел от того, насколько родители помогали ребёнку освоить материал на дому, от уровня дохода семьи.

Самым эффективным обучение оказалось среди детей, которые происходили из семей с высоким достатком. Возраст родителей никак не влиял на качество прохождения тестов. Но дети европейских родителей показывали более высокую устремлённость по отношению к здоровому образу жизни, чем дети выходцев из Азии и восточных стран.

Исследователи измеряли вес, рост, обхват талии, толщину кожной складки и индекс массы тела. Дети, страдающие ожирением, составляли 1,1% школьников, прошедших обучение. В контрольных группах таких детей было 1,3 %. Количество учеников с избыточным весом в группе обучения было 7%, а в контрольной группе – 7,4%. Самые заметные изменения в состоянии здоровья наблюдались среди тех детей, которые прошли трёхлетний курс. Любое обучение короче двух лет не оказывало эффекта и не снижало количество детей, страдающих ожирением.

Куратор программы, профессор Гарвардской медицинской школы в Бостоне Дипак Бхатт (Deepak Bhatt) считает, что результаты исследования можно назвать прорывными для медицинской отрасли. Нужно продолжать исследование конкретных механизмов формирования полезных привычек, которые позволят избежать массового ожирения и распространения сердечно-сосудистых заболеваний. Важно понять, как можно положительно влиять на детей и их здоровье, внедряя программы обучения в школы и детские сады. Разработка конкретных курсов станет делом ближайшего будущего.

– Исследования подобного рода касаются не только здоровья сердечно-сосудистой системы, – говорит Дипак. – Возможно, такие программы станут полезными для стимулирования когнитивной активности, для внедрения в общество позитивных программ и ролевых моделей поведения. Такие программы способны повлиять на развитие личностных черт характера, которые отвечают за соблюдение принципов здорового образа жизни, за полезные привычки. Это уникальное исследование является важным шагом в изучении развития ребёнка, продвижении инициатив, направленных на поддержание здоровья сердечнососудистой системы, на профилактику сложных заболеваний. Мы очень хотели бы, чтобы проводились лонгитюдные исследования, построенные на основе наших открытий. Нужно получить данные о других возрастных группах.

Исследование стало частью компании по пропаганде здорового жизни, в которую включился «Журнал Американского колледжа кардиологии», он специализируется на комплексном изучении факторов, влияющих на здоровье человека, и предотвращении сердечнососудистых заболеваний. Здоровье нации – стратегический приоритет любой страны. Процесс решения этой задачи способен объединить экспертов и учёных со всего мира, которые изучают такие важные факторы риска, как курение, принципы питания, психологическую среду развития человека. Комплексный, междисциплинарный подход способен внести серьезный вклад в улучшение здоровья нации в стратегической перспективе.

Related posts